Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

«...Найти и не сдаваться»

19.11.2004

Большая Волга (Нижний Новгород)

Сегодня в Нижнем Новгороде на сцене Театра юного зрителя состоится премьера новой версии «Норд-Оста». Однако событие это выходит за рамки одного региона. «Норд-Ост» — первый отечественный мюзикл, судьба которого столь же драматична, как и судьба его героев.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — эти слова английского поэта Альфреда Теннисона, которые Вениамин Каверин взял эпиграфом к своему знаменитому роману «Два капитана», все время всплывали в памяти, пока мы беседовали с Георгием Васильевым, одним из авторов и постановщиков «Норд-Оста». Потому что вот так, не сдаваясь, создатели спектакля бились за его восстановление.
— Это наше детище, наш ребенок, — говорит Георгий Леонардович. – Тогда, на Дубровке, с ним случилась беда. Но разве можно бросить в беде своего ребенка?
И потом – это же «Два капитана»! Роман, где воспевается человеческое мужество. Где есть реальные прототипы: экспедиция на шхуне «Св.Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Св.Анны» Георгия Брусилова, но характер капитана Татаринова больше роднит его с Георгием Седовым. История же главного героя, Сани Григорьева, детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, известного генетика, профессора Ленинградского университета. Каверин познакомился с ним в середине тридцатых годов прошлого века, и эта встреча подтолкнула писателя к созданию книги. Это история о большой любви, о настоящей дружбе, о человеке, который добивается своей цели. Несмотря ни на что. И делая с моим соавтором Алексеем Иващенко спектакль об этом, мы не могли в жизни поступить по-другому.
Полтора года, которые прошли со дня последнего показа спектакля в восстановленном после теракта зале на Дубровке, были для коллектива «Норд-Оста» очень непростыми.
— Мы оказались в роли оправдывающихся, — с грустью вспоминает Георгий Васильев, — хотя больше 100 человек, наших сотрудников, тоже были в числе заложников. Какое-то непонятное сопротивление шло против того, чтобы восстановить спектакль, в том числе — со стороны государства. Словно кто-то чего-то боялся. Спектакль все время ассоциировали с трагедией, на самом же деле мы изначально задумывали его жизнеутверждающим, и он таким был!
И все-таки они продолжали работать над новой версией «Норд-Оста», которую решили показать всей стране. Поддержку давало то, что переживание за спектакль было поистине всенародным.
Однако обновление «Норд-Оста» стал возможным только благодаря благотворительным пожертвованиям, спонсорским средствам.
— Мы хотели сделать такой полноценный спектакль, чтобы он был лучше московской версии, — говорит Васильев. — И по нескольким предварительным показам в столице можно судить, что нам это удалось. Так что нижегородцы увидят уникальный спектакль, сделанный по новейшей технологии. Синхронизация всех компьютерных систем, которые управляют спектаклем, теперь идет по музыке. А она стала более современной, энергичной и одновременно — лиричной. Музыкальная аранжировка претерпела значительные изменения. Нигде нельзя увидеть в России, чтобы свет, музыка и декорации менялись синхронно. Это дает дополнительный художественный эффект. Зрители, конечно, в первую очередь обращают внимание на декорации, на действие, на хореографию, но в нашем спектакле все идет от музыки. Без ложной скромности скажу, что по концентрации творческих, организационных, финансовых ресурсов объективно это самый мощный спектакль в стране. И он до сих пор остается лидером среди мюзиклов России по числу ежедневных показов: за 15 месяцев он был показан 411 раз. Мы мечтали показать в Москве тысячу спектаклей…
И все же как зритель, посмотревший спектакль, осмелюсь поспорить с мэтром Васильевым. Наверное, в этом спектакле все же главное не прекрасная музыка и не потрясающие спецэффекты, а тот необыкновенный дух романтического героизма, который из романа Каверина органично вошел в стилистику мюзикла. Тот огромный заряд любви к нашей Родине и ее истории, которого так не хватает нам и на сцене, и на экране, и в жизни.
«Наш спектакль, — говорит художник по костюмам Мария Данилова, — не об ужасах царизма, революции, сталинских лагерей, а светлая сторона жизни наших мам, пап, бабушек, дедушек. Объективной истории не существует, ее надо придумать, чтобы она была светлой. И она была такой: ведь мы же с вами живем, а это значит, что наши родители вопреки всему были счастливы».
Будь моя воля, просмотр «Норд-Оста» ввела бы в учебную программу школьников. Кстати, в Москве действовала программа «Норд-Ост» — молодежи!», когда спонсоры спектакля перечисляли деньги не творческому коллективу, а приобретали билеты для воспитанников детских домов. И в Нижнем Новгороде одна из крупных торговых фирм закупила целый спектакль с благотворительной целью, чтобы показать его детям.
Увы, жители других городов Поволжья в ближайшем будущем посмотреть «Норд-Ост» не смогут. После десятидневных гастролей в Нижнем творческий коллектив мюзикла, равно как и все его технические службы, отправится в Тюмень. Затем будут Красноярск, Новосибирск…
Одним словом, «Норд-Ост» берет курс на… норд-ост.

Елена ЯВОРОВСКАЯ