Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

Кто с мюзиклом к нам придет, бедным не останется

09.04.2004

РОДНАЯ ГАЗЕТА

Феликс Грозданов



Прошло ровно пять лет, как в столичном Театре оперетты был впервые представлен «тотальный музыкальный проект» (так называли эти постановки) «Метро». С тех пор в Москве состоялись уже восемь мюзиклов. Судьбы у них разные. По-разному отнеслись к ним критики, но публика приняла западную диковинку в целом на ура.


Поначалу у себя на родине в Америке этот жанр мыслился как продюсерское начинание: там сразу поняли, что вложения в подобные постановки окупаются сторицей. Теперь этот бум достиг и России. Хотя специалисты считают, что их пока для такого мегаполиса, как Москва, явно недостаточно: столице нужно 15—20 таких спектаклей в сезон! А их, как известно, гораздо меньше. Каждый спектакль обходится промоутерам в 3—5 миллионов долларов, а средняя цена билета — 20—50 долларов. Для сравнения: на Бродвее одновременно идут до полусотни постановок, а затраты на каждую из них — 10—15 млн. долларов. Но там чаще всего идут оригинальные постановки. Россия же в основном занимается калькированием — оригинальных мюзиклов пока было всего два — «Норд-Ост» и «12 стульев». Крен в сторону Бродвея понятен — проще сделать спектакль по готовым лекалам с помощью зарубежных специалистов и продать его под громкой маркой, чем рисковать с собственным новаторством.


Признак мюзикла российского — привлечение звездных имен, как это было с «Чикаго» (Лолита и Киркоров), «Иствикскими ведьмами» (Кортнев и Певцов), «Нотр-Дам де Пари» (Петкун). В Америке происходит наоборот — сам мюзикл делает звезд.


А в целом это везде — огромный бюджет, массированная реклама (говорят, что на рекламу российской версии «42-й улицы» ушло более


1 миллиона долларов, на промоушен «Нотр-Дам» в месяц уходит около 100 тысяч «зеленых»), видеоклипы, аудиозаписи и продажа сувениров. В традиции мюзикла — ежедневные показы, в идеале — создание для этого театра одного спектакля (как было с «Норд-Остом»). Из всего этого следует, что жанр мюзикла возможен только при определенной экономической ситуации в стране, к которой мы подошли лишь недавно.


Мюзиклы в России прижились еще и потому, что им удалось примирить поклонников классического искусства — оперы и фанатов легкого жанра — попсы, а шлягеры из них так специфичны, что их жанровую принадлежность не сразу и определишь. Вспомнить хотя бы арию «Belle» из «Нотр-Дам» — сколько недель она в оригинальной и русскоязычной версиях возглавляла отечественные хит-парады, звучала на всех танцполях! Это же случилось и с композицией «Шика-блеска дам» из «Чикаго»: мюзикл уже давно почил в бозе, а песня все звучит на всех концертах Киркорова да открывает «Фабрики звезд» на Первом канале. Интересно, что «Чикаго» при этом принято считать наименее успешной постановкой в Москве. Хотя он игрался по два раза в день без выходных, а на каждом представлении разыгрывался билет в США. Залы были полупустыми. Как судачат злые языки, семейство Пугачевых — Киркоровых осталось в итоге в огромном минусе — убытки перевалили за 2 миллиона американских рублей!


Но их это не остановило. Ожидается, что скоро звездное семейство запустит мюзикл «Виктор и Виктория».


А компания «Метро Энтертаймент», выпустившая «Нотр-Дам», уже уклеила Москву рекламой своих «Ромео и Джульетты».


Видя, что в России можно достаточно быстро «срубить капусту», ринулись сюда и западные промоутеры. Так, осенью легендарная рок-группа «Квин» поставит у нас мюзикл «We Will Rock You» из песен самой команды.


Но не стоит думать, что мюзиклы — это примета жизни столичной. Теперь их смогут увидеть и российские регионы. Так, «12 стульев» в середине апреля отправляются в Петербург. При этом жители Северной столицы увидят совершенно иной спектакль, нежели тот, что ежедневно посещают москвичи. Либретто гастрольной версии состоит только из стихотворных текстов, восстановлены первоначальные связки и шутки, которые были «вырезаны» в ходе репетиций стационарной версии. Изменения будут внесены и в постановочную часть спектакля: новые эпизоды, сложные ходы и режиссерские решения. Покорять зрителей Санкт-Петербурга поедет основной состав труппы мюзикла — 22 человека. А в дальнейшем планируются гастроли этого проекта и в других городах. В Москве же в это время будет работать вторая труппа — на сцене МДМ.


А «Норд-Ост» в этом году и вовсе ждет второе рождение. 24 сентября в Санкт-Петербургском театре «Мюзикл-Холл» состоится премьера гастрольной версии этого уникального спектакля. По сути, это новая постановка, отличная от той, что более четырехсот раз прошла в Москве. Хотя и не будет всплывающего из-подо льдов корабля «Святая Мария», но, по словам авторов, постановка станет технически более сложной и, самое главное, сохранится бомбардировщик в натуральную величину, приземляющийся каждый вечер на сцену! Из города в город оборудование и реквизит спектакля будут транспортироваться в восьми огромных контейнерах, монтироваться в каждом новом городе за трое суток. «Норд-Ост» за 3 года планируется показать в 17 городах России. Уникально, что в каждом из них мюзикл будет идти до 70 раз подряд в зависимости от числа жителей очередного города. Предполагается, что мюзикл смогут посмотреть свыше полумиллиона человек. Дотошные статистики подсчитали, что пять суток будут суммарно длиться аплодисменты на всех этих спектаклях.


Недавно объявлен кастинг на участие в возобновленном спектакле, и уже поступили тысячи заявок из разных городов России и других стран. Подготовкой детской труппы будет заниматься Музыкальный театр юного актера. За дирижерский пульт встанет Максим Гуткин, который дирижировал оркестром в трагический 323-й показ в 2002 году. Он же работает сегодня над новой оркестровкой.


А вот в Москве началась запись трехчасовой полной версии «Норд-Оста» на диски, и к концу года они появятся в продаже. И, самое главное, в 2006 году мюзикл вернется на столичную сцену. На новое место. С новыми декорациями. Но с прежней потрясающей зрелищностью.


Словом, мюзикл в России приживается.