Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

Мюзикл как способ продлить себе юностьза свой счёт

04.06.2001

Интернет-журнал
Впервые в истории России создаётся классический мюзикл "НОРД-ОСТ" совершенно новое явление в истории российского музыкального театра. Так сказано у них на сайте. Что же такое этот "Норд-Ост", почему он классический, чем он такой новый и что за откровение ждет нас осенью? Об этом и многом другом беседует с создателями "Норд-Оста" Алексеем Иващенко и Александром Цекало Евгения Ларина.



Слово "мюзикл" нашей публике известно больше понаслышке. И хотя многие репертуарные театры пытались познакомить зрителя с этим музыкальным чудом, полного представления о жанре они дать не могли. В России, несмотря на богатые театральные традиции, ни один музыкальный спектакль не создавался на стационарной основе и не показывался в ежедневном режиме, то есть мюзикла в классическом понимании жанра до сих пор не существовало. Но именно принцип стационарности делает возможным использование дорогих спецэффектов, самого современного звукового и светового оборудования. Один мюзикл "Призрак Оперы" посмотрели 58 миллионов зрителей в 17 странах мира!




Идея создать в России свой классический мюзикл возникла в 1996 году. В основу "Норд-Оста" положена знаменитая книга Каверина - "Два капитана". С 98-го года к созданию музыки и либретто приступили Алексей Иващенко и Георгий Васильев - "Иваси" - известный творческий дуэт, работающий в неизменном составе более 20-ти лет. Авторы свыше 10-ти музыкальных спектаклей и шоу. Ими написано около 150 песен, выпущено 5 компакт-дисков. Популярные исполнители собственных произведений, имеющие колоссальный опыт работы со зрителем. Чуть позже к ним присоединился Александр Цекало - признанный авторитет в российском шоу-бизнесе, эксперт по американским и английским мюзиклам.



Премьера мюзикла планируется на 19 октября 2001 года. Ждем-с!




Женя: Как вам в голову пришла идея воплотить именно "Двух капитанов"?



Иващенко: Дело в том, что идеей постановки мюзиклов мы были увлечены очень давно. Мы увидели несколько ярких современных мюзиклов на Бродвее, в Лондоне и обнаружили, что подобных зрелищ у нас просто нет, потому что никто этим не занимался. Музыкальный театр у нас, конечно, есть, но определённая ниша в нём не заполнена. Поэтому у нас возникла идея постановки на русском языке одного из самых известных мюзиклов в мире - "Отверженные". Потратили больше года, потому что для того, чтобы поставить такой спектакль или хотя бы получить на него права, нужно очень много времени - это колоссальные вложения денег, это очень сложный проект. Мы написали письмо с пожеланиями разрешить нам делать этот спектакль. Мы сказали, что видим, как это будет звучать на русском языке и даже сами перевели несколько номеров. Но оказалось, что работа над спектаклем такого масштаба - это совершенно не то, что мы себе представляли. Это, прежде всего огромное производство, в котором перевод, работа с актёрами и музыкантами занимает самое последнее место. Непосредственно постановка спектакля занимает 63 дня, а перед этим - 18 месяцев работы, в которые тщательно, до винтика, планируется всё то, что произойдёт в последние 9 недель.



Какая редкость в России всё-таки!



Да... и мы проделали всё это для спектакля "Отверженные", мы подсчитали, сколько это будет стоить. Первое, что сказали нам англичане: "представьте ваш бюджет". "Но мы же ничего не знаем!" - сказали мы. Нам ответили, что это наши проблемы. Были созданы техническая и коммерческая группы. Всё это, к сожалению, окончилось ничем, по той причине, что мы не смогли договориться с англичанами по финансовым вопросам. Основной принцип работы таких продюсерских компаний - это то, что называется "complete production" - "полный перенос", то есть берётся спектакль и полностью переносится, но только на другом языке, ничего не меняется: те же декорации, те же костюмы, та же хореография - так работает весь мир: "Phantom of the opera" в Лондоне ничем не отличается от "Phantom of the opera" в Лос-Анджелесе, ни единым движением актёров, потому что это продукт, являющийся объектом авторского права. Работа очень сложная. И хотя мы вышли на этот уровень, но мы, к сожалению, не смогли договориться с ними о цене. Ведь для того, чтобы это мероприятие было выгодно для них, они должны были получать определённую отдачу, а для того, чтобы они получали отдачу, мы должны были поднять цены на билеты. А этого мы сделать не смогли... Мы очень переживали по этому поводу, потому что работа была проделана огромная.



Знаете, что является главным отличием мирового, классического мюзикла? Это одно место, одна труппа и ежедневный показ. Стоит пропустить один день, как вы теряете деньги, стоит пропустить два дня - и вы теряете вдвое больше денег, пропустив 3 дня в неделю вы теряете половину тех денег, которые у вас есть. Представить себе это невозможно, но так оно и есть. Прежде чем затевать такой спектакль, нужно было понять, сможет ли он выжить, сможет ли он играться каждый день. С этой целью мы заказали маркетинговые обследования посещения театров в Москве. Кстати, всё это изменилось после 98-го года, и только сейчас это возвращается к прежним цифрам. По тем данным, которые у нас были, спектакль при ежедневном показе вполне может выживать, если это достаточно качественное зрелище. Ну и косвенно это подтверждается тем, что ведь люди ходят в цирк каждый день - там 3000- зрителей, а программа не меняется месяц, два, три. Каждый вечер цирк полон и без особой рекламы...



Дело всё в том, что если не показывать это каждый день, то в бизнес-план нельзя внести необходимые технические особенности: звуковая аппаратура для лондонских мюзиклов стоит немыслимых денег, но при этом возникает новое качество, неведомое нам. Когда я в первый раз увидел мюзикл - "Cats" - их привозили в Москву - это было первое потрясение. Второй раз, когда я увидел "Отверженных" - у меня повторилось это - полное ощущение того, что люди поют без микрофонов.

Александр, а что Вы знали о мюзиклах до того, как занялись "Норд-Остом"?

Цекало: я неосознанно их начинал смотреть, просто мне было интересно. Вообще сначала я стал покупать кассеты, когда позволяли финансы. Я просто пачками закупал их, я в Америке бывал по три раза в году, и каждый приезд смотрел там по три мюзикла. В последние годы, в последние 10-20 лет жанр музыкального театра стал претерпевать изменения, которые в силу многих, в том числе экономических обстоятельств, до нас не добрались. Потому что посредством музыкального театра стали рассказываться достаточно сложные и многоплановые человеческие истории, а может быть то, что раньше являлось прерогативой только оперы, то есть сложные драматические, эпические сюжеты стали подвластны мюзиклу, который принято было считать лёгким жанром. В этом жанре был сделан мюзикл "Отвеженные". Оперетта позволяет остановить драматическое действие и насладиться танцами или пением, прекрасным голосом вокалиста, а классический мюзикл, поющийся от начала и до конца, заставляет в первую очередь актёров, да и зрителей, следить за тем, что происходит каждую секунду.



И всё-таки: почему Ваш выбор пал на "Двух капитанов"?



Цекало: ответов может быть два. Выбор произведения - дело рациональное, но так же это дело иррациональное. И в отношении иррационального: люди делают то, что хотят делать, люди делают то, что им нравится делать и только тогда, когда люди искренне делают то, что им нравится, у них это получается интересно, и во многих случаях это становится интересно и зрителю. Это прекрасно, быть свободным в выборе того произведения, которое тебе нравится, в выборе сюжета для мюзикла. Если говорить о рациональном - то это произведение по стечению обстоятельств было любимым, по крайней мере, у людей нашего поколения - это люди, самый младший возраст которых - лет 35. Это то поколение, которое сейчас у власти, на вершине бизнеса, в расцвете сил - это поколение придёт на этот спектакль. Для них в детстве это произведение было читаемо, любимо, потому что в нём отсутствовала политика, а были приключения и романтика. Там великолепно обойдена тема власти, хотя в трудное время писал Каверин- 38-39 годы, непросто было на эту тему говорить. Кроме всего прочего, есть и другая причина, по которой я, если бы пытался вычислить произведение для мюзикла, я бы выбрал "Два капитана". Есть такая поговорка: "ветер свободы, вырываясь на площадь, сначала поднимает пыль". И вот так у нас: сначала поднялась пыль и стало возможно всё: половые акты на сцене, и политические, сатирические намёки, можно клеймить президента и всё что угодно. Вот сейчас всё это улеглось и осталось что-то хорошее и настоящее. Вспомните фильм "Волга-Волга" или "Весёлые ребята" - милые добрые фильмы, которые останутся навсегда, ведь это наша аналогия мюзиклов. У всего есть история - у американских и английских мюзиклов - это мюзиклы, которые сначала снимались для кино.



А у нас по аналогии был дан приказ Сталина найти аналог Марлен Дитрих. Не может Россия, как Германия, не иметь своей Марлен Дитрих. Была найдена Любовь Орлова, был найден режиссёр - Александров, который великолепно выполнил госзаказ. Лучшие фильмы Орловой - "Весна", "Волга-Волга", "Весёлые ребята" - всё это сокровищница нашей мюзикловой истории. Потом на первый план вышла оперетта, дальше появились музыкальные спектакли - "Хоакин Мурьетта", "Юнона и Авось".



Мы же сейчас пытаемся совместить с сегодняшним днём патриотическое произведение "Два капитана". Оно ведь о русских людях, о том, как они побеждают. Вы знаете, сейчас грядёт декаданс... Я вращаюсь в огромных слоях людей - и среди правительства, и среди бизнесменов, и среди низшего сословия, и среди ночной жизни Москвы - везде абсолютно декадентские настроения из-за неуверенности в завтрашнем дне. Неуверенность в завтрашнем дне происходит из-за неуверенности во власти, от этого людям неуютно, они хотят чего-то стабильного, надёжного. Вот наш мюзикл - он будет одним из символов стабильности и надёжности. Он делается стабильно. Он делается надёжно. Люди, придя на этот мюзикл, должны будут выйти и поверить, что всё будет нормально. Мы не собираемся никого не воспитывать, не переучивать. Мы просто хотим, чтобы человек почувствовал себя увереннее, это если говорить уже о каких-то глобальных идеях: а вот почему ЭТО?



А я серьёзно говорю - недавно мне показали сюжет мюзикла - подмосковный публичный дом для малолетних девочек, парень - ассенизатор в этом публичном доме, влюбляется в девушку и пытается её оттуда вырвать. И всё это в песнями, с плясками - такой вот трагифарс. Там нормальная эротика и всё такое - но не хотим мы это делать! Надоело! Вот в таком мы сейчас возрасте, когда зрелость ещё полностью не наступила и юность ещё не прошла. Знаете, я так подумал, что вот эта инициативная группа людей: Георгий Васильев, Алексей Иващенко, примкнувший позднее Александр Цекало, - это люди, которые за свой счёт продлевают себе детство и юность. Не только за свой счёт - у нас появились сейчас какие-то спонсоры, которые нам помогают. И они тоже себе продлевают юность за их счёт. А как иначе?



Иващенко: Я бы только хотел кратко дополнить Сашин ответ. Когда мы расстались с англичанами, с которыми мы хотели делать "Отверженных", прошёл год, в течение этого года мы искали сюжет. Я сидел в Ленинке безвылазно, выписывал в отдельную тетрадь сюжеты самых знаменитых музыкальных спектаклей в мире, как в классическом жанре, так и в жанре мюзикла. Я нашёл антологию мирового мюзикла, в конце которой приводился список с кратким содержанием каждого мюзикла - их там было 300 или 400. Выяснилось, что мюзиклы писались про всё: от самолётов до зубных врачей, про животных, про слонов... Но самые успешные из них имели внутри себя мощную историю, мощный интересный сюжет, эпический, фантастический, приключенческий, либо драматический. И мы нашли такие сюжеты, мы раздали их специальным сценаристам, которые пытались написать по этим сценарным заявкам. Когда мы поняли, что всё равно не получается, тогда мы вернулись к идее, которая появилась у нас с самого начала. Мы проштудировали очень много произведений в качестве предполагаемой литературной основы, и одним из них стали "Два капитана" Каверина. Проделав огромную годовую работу, мы опять к ним вернулись, но уже с новым пониманием. Тогда мы попробовали написать первые две сцены, какими мы их представляли. Это заняло у нас порядка 3-х месяцев. Оказалось, что получается. Было принято решение делать. С того момента прошло около 5 лет. Мюзикл очень большой - длится 3 часа. Это сплошная музыка - поётся от начала до конца.



Скажите, пожалуйста, как Вы решаете вопрос с актёрами репертуарных театров, которые теряют свою постоянную работу и уходят на год в Ваш проект? Для них это всё-таки большой риск



Иващенко: Да, риск большой - они рискуют, мы рискуем, все рискуют...



Цекало: Дело в том, что они получают очень серьёзный шанс. И если в том, что называется актёрское резюме будет написано, что он отработал в мюзикле "Норд-Ост" - такого актёра возьмёт любой театр. Кроме того, если бы у них было всё так хорошо и замечательно - вряд ли бы они ушли. Есть такие актёры, которые не покидают свои театры, потому что на них там держится репертуар. Мы уважаем любой другой театр, но это свободная страна, свободный выбор, и если контракт актёра позволяет ему уйти из своего театра, то он уходит... От нас, например, уйти нельзя. Надо отработать 10 месяцев, как минимум. Но создаются все условия для того, чтобы никто не хотел уходить.



Вы собрали уже всю труппу?



Нет, нам не хватает ещё нескольких мужчин.



А главные герои уже есть?



Дело в том, что труппа устроена таким образом, что мы до последнего дня не будем знать, кто главный герой. Актёрам придётся играть каждый день, и если один из них устанет или заболеет, то вместо него придётся играть кому-то другому. Брать кого-то со стороны и держать его в течение всего времени нельзя. Если заболевает второй человек, то внутри труппы ему тоже есть замена. Так устроена бродвейская труппа. И, несмотря на то, что репетиции начнутся в летний период, наши актёры сейчас уже находятся в тренинге, и не только физическом, это ещё и тренинг вокальный, актёрский, пластический, танцевальный.



То, что мы делаем - это в первую очередь профессиональный мюзикл с точки зрения постановочного подхода. Это огромное, очень сложное произведение, настолько трудоёмкое, что, когда мы замахивались на него, мы даже не предполагали, насколько это всё сложно организационно и как далеко от нашего российского репертуарного театра. У нас, например, не может быть второго состава, хотя бы потому, что тогда актёры будут меньше получать. Мы вынуждены делать мощную взаимозаменяемую команду. Самое главное - то, что мы подбираем труппу под этот спектакль.



Каким образом проходит кастинг?



Цекало: Мы записываем всех актёров на видео и отсматриваем помногу раз. Больше всех страдает на кастингах Алексей и потом Александр Яцко - кастинг-директор. Набегами туда приходим в меньшей степени я, в большей степени Георгий Васильев.

Иващенко: По поводу труппы я могу сказать, что мы заранее готовились к кастингу, который начался 1-го июня 2000 года. Мы просмотрели больше тысячи человек, давали каждому возможность спеть 3 произведения, записывали их на видео, тщательно осматривали то, что там есть хорошего, кому-то давали возможность спеть второй тур. А 3-й тур вообще проходил на материале нашего мюзикла, мы посвящали каждому человеку несколько репетиций, потом проверяли, как он пластически движется. Нам удалось собрать высокообразованную труппу, некоторые из актёров имеют два образования - актёрское и вокальное, некоторые имеют два высших образования, например, Гнесинский институт и школа-студия МХАТ.



Цекало: Я бы не прибеднялся! Потому что на том рынке, который существует - это лучшее - те, кто попал к нам в труппу.



Иващенко: И именно в этом жанре. Потому что помимо того, что они поют в нужном нам стиле - это мюзикловое пение, достаточно специфический вокал - не оперетта, не опера и не эстрада. И не актёрское пение - это мюзикл. Помимо того, что они все ещё не инвалиды и умеют двигаться, они ещё и актёры в самом профессиональном смысле этого слова. Не просто там одарённые ребята, которые что-то умеют, а люди, которые прошли актёрскую школу и знают профессию. Это праздник - наконец-то начать работать с такими людьми, которые отбирались около года.



Как проходит подготовка к показу?



Сейчас делается макет декораций, они будут очень сложные, изощрённые. Всё продумывалось не одну неделю, не один месяц и не один год. Всё, включая стилистику наших билетов, нашего помещения, спектакля, костюмов. Мы посвятили этому больше двух с половиной лет. Этот проект продуман очень тщательно и будет открываться постепенно, как цветок.