|
|
|
|
|
|
|
КАПИТАНЫ И НОРД-ОСТ.
АВТОР ИЗВЕСТНОГО НА ВЕСЬ МИР МЮЗИКЛА ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВ ОБЪЯСНЯЕТ, ЗАЧЕМ
РЕАНИМИРУЕТСЯ ПОГИБШИЙ СПЕКТАКЛЬ
Полтора года прошло с тех пор, как мюзикл "Норд-Ост" пережил страшную
трагедию.
Его авторы, в прошлом известный бардовский дуэт ИВАСИ Алексей Иващенко и
Георгий Васильев, по-прежнему вместе. Песен они уже не пишут, концертов не
дают, но иногда выступают на бардовских концертах, как, например, на
недавнем юбилее Грушинского фестиваля, проходившего в Москве. Зрители уже
обрадовались - ИВАСИ возвращаются! - но не тут-то было.
- Возвращаться пока мы не собираемся, - пояснил Георгий Васильев. - Это как
в боксе. Начав работать в жанре мюзикла, мы перешли в более тяжелую весовую
категорию. И теперь уже трудно снова вернуться в легкий вес, хотя авторскую
песню мы по-прежнему любим. Но ушли - значит ушли. Хотя Алексей, например,
возобновил свою концертную деятельность в новом дуэте, и я за него очень
рад.
- Мы недавно сделали совместную программу с Ириной Богушевской, - рассказал
Алексей Иващенко. - Я перевел на русский язык боссановы Антонио Карлоса
Жобима, и мы их спели дуэтом. Но это, так сказать, в свободное от работы
время. Основная моя работа сейчас -это "Норд-Ост".
У Георгия Васильева "Норд-Ост" тем более на первом месте. Он по-прежнему
остается директором телефонной компании "Goodwin", хотя в ближайшее время
собирается уйти с этой должности и возглавить Совет директоров. У него свои
музыкальные планы. Как всегда, оригинальные. Недавно, например, Васильев
выпустил необычный альбом: перевел лучшие новогодние рождественские песни с
разных языков и записал их в исполнении Алексея Кортнева, Ларисы Долиной,
Филиппа Киркорова, Екатерины Гусевой, Петра Маркина. А еще ИВАСИ выпустили
полное собрание своих сочинений - все шесть дисков, включая "Вечный
думатель", который ранее не издавался...
Но все-таки "Норд-Ост" был и остается главным делом в жизни этих людей.
Восстановить его они считают своим долгом. И сейчас авторы мюзикла готовят
свое детище к возрождению. Подробнее об этом мне удалось поговорить с
Георгием Васильевым в той самой студии звукозаписи на Дубровке, откуда все
начиналось два с половиной года назад.
- Мы воспользовались вынужденным перерывом для того, чтобы капитально
реконструировать "Норд-Ост", - рассказал Васильев. - Дело в том, что
"Норд-Ост", который вроде бы состоялся как театральное явление, был признан
зрителями и профессионалами, мне лично как музыканту удовлетворения не
принес. Хочу признаться: не получилась музыка так, как мы ее задумывали. В
спектакле много хороших тем, которыми мы гордимся, но, к сожалению, нам не
удалось предъявить их зрителю должным образом. Не смогли добиться, что
называется, стопроцентных аранжировок, вокала. И сейчас, когда явилась эта
пауза, мы решили переработать музыкальную часть. Так что мы готовим новые
аранжировки для спектакля. И с музыкальной точки зрения он сильно обновится.
- Будет совсем новая музыка, появятся новые арии?
- Нет, все песни, все арии сохранились. Речь о других аранжировках и
исполнении.
Требуются иная вокальная манера, другой оркестр, другой состав инструментов.
Зачем? Музыка должна стать более яркой, энергичной и мелодичной...
- Более современной?
- Нет, это не то слово, поскольку сам жанр не терпит слова "современность".
Когда мы говорим "современная музыка", то предполагаем, что это "рэп",
например, или "хаус". Но в этом смысле мюзикл никогда не будет современным
жанром потому, что должен нравиться зрителю годами и десятилетиями. Мы же
нахально надеемся, что "Норд-Ост" будет оставаться интересным для публики
долгие годы. Мы не хотели бы следовать сиюминутной моде. И в целом наша
музыка останется театральной, а не эстрадной.
- Через полгода после трагедии на Дубровке вы уже пытались восстановить
спектакль на прежней сцене, но ваша попытка потерпела неудачу. "Норд-Ост"
просуществовал на сцене всего три месяца - с февраля по май 2003-го. Что
помешало возродить мюзикл окончательно и почему вы так уверены, что это
удастся сделать сейчас?
- После нападения террористов спектакль был почти уничтожен. Декорации,
костюмы, сцена... Восстановить ущерб нам помогли в основном частные
пожертвования и общественные организации. Государственная доля во всех
собранных средствах не превысила четверти. Еще раз огромное спасибо всем,
кто нам помог. А что было дальше - вы знаете. Сцену, зал, костюмы
восстановили, актеры вышли на те же подмостки, но... Мы получили двойное
сокращение притока зрителей. Люди просто не хотели идти в "тот самый зал",
где все это случилось, где было столько страданий и смертей. Не хотели - и
все...
- Но те же актеры по-прежнему выходили на ту же сцену?
- Да. Никто не ушел. А детская труппа даже пополнилась. Мы дали объявление,
и к нам на прослушивание родители привели еще около сотни ребятишек. Мы
начали готовить ребят (четыре состава!), но не успели всех выпустить на
сцену, потому что закрылись. Кстати, в последние две недели, когда уже было
объявлено, что "Норд-Ост" закрывается, у нас пошли аншлаги, пришлось вводить
дополнительные спектакли. Билеты раскупались буквально за два дня. И
все-таки продолжать играть после уже объявленного срока мы не стали. Это
были бы судороги. Зато мы воочию убедились, что спрос на "Норд-Ост" остался
неудовлетворенным.
- Что будет с прежним составом
"Норд-Оста"? Вы, говорят, набираете новых актеров?
- Около трети прежнего состава, думаю, мы оставим, хотя желающих попасть в
новый "Норд-Ост" гораздо больше. Но мы должны обновить труппу. Есть одно
принципиальное соображение: мы хотим, чтобы там было меньше москвичей. В
Москве актерское сообщество все-таки заелось - здесь больше музыкальных
проектов, больше выбор. А мы приглашаем актеров из разных городов приехать и
попробоваться. Пусть они будут менее подготовленными, зато, надеюсь, более
искренними. Мы уже провели несколько отборочных туров в Питере и остались
очень довольны результатами. Там замечательные актеры, которые нам подходят
и которые не востребованы в Питере. А главное, они очень хотят работать в
"Норд-Осте". Это видно по их глазам, по тому, как они готовятся к
прослушиванию. Мы еще ни с кем не заключали контрактов, пока не прошло
прослушивание всех претендентов. Но, надеюсь, что к концу апреля мы
окончательно сформируем труппу.
- А актеры на главные партии уже есть?
- Пока нет.Мы сначала набираем труппу, а потом проводим распределение ролей.
Особенно это важно в гастрольной жизни, люди должны быть взаимозаменяемы,
надо иметь как. минимум двух исполнителей каждого героя. Взрослые будут
играть каждый день - это их основная работа, а дети - в четыре смены,
гастролируя одну неделю примерно раз в полтора месяца.
- Так что же, прежних исполнителей главных ролей - Кати Гусевой и Андрея
Богданова - уже не будет?
- Честно скажу: не знаю. Они оба хотят участвовать в спектакле, но есть ряд
обстоятельств, которые могут помешать им. У Кати ребенок, и, боюсь, она не
сможет отрываться от семьи на длительное время. Ни с Катей, ни с Андреем
условия контрактов мы еще не обсуждали.
- После того, что вы вместе пережили, коллектив должен стать большой дружной
семьей?
- Конечно. Весь коллектив наш очень дружен. И когда мы собираемся, это
действительно очень похоже на большую семью. Которая очень многое вынесла...
По-моему, все осознают, что, может быть, у них в жизни больше не будет более
серьезного дела и более дружной семьи, чем "Норд-Ост". Чем больше мы
отдаляемся от того, первого, "Норд-Оста", тем значительнее кажется все, что
с ним было связано. И, может быть, желание снова попасть в состав труппы
вызвано и этим обстоятельством...
- Насколько я помню, вы с самого начала планировали сделать передвижную
версию "Норд-Оста"?
- Да, но у нас для этого тогда не было ни денег, ни технического решения.
Финансирование появилось недавно благодаря помощи региональной общественной
организации "Открытая Россия" -она выделила нам два миллиона долларов.
Техническое решение тоже удалось найти. Это было очень непросто.
Окончательное испытание новых декораций и техники мы проведем в июне, на
прежней сцене, на Дубровке. Самолет так же будет садиться на сцену каждый
вечер, появятся новые более насыщенные спецэффекты. Как выяснилось, не во
всех городах есть театры, соответствующие "Норд-Осту" по своим техническим
параметрам. Нет, например, такого театра в таких крупных городах, как
Волгоград или Самара. Терять такие города очень не хочется, но тут уж ничего
не поделаешь. 24 сентября мы стартуем в Питере, в ноябре - в Нижнем
Новгороде, в декабре -в Уфе, в январе - в Красноярске, затем в Новосибирске,
Тюмени, Омске...
- А цены на билеты будут такие же, как в Москве?
- У нас, если вы помните, были очень демократичные цены, но даже они слишком
высоки для других российских городов. Поэтому мы будем стараться их снизить,
хотя затраты наши будут выше, чем в Москве. Мы ведь везем полноценный
спектакль с декорациями в восьми морских контейнерах. Монтаж всего этого
скарба будет занимать около трех дней. Поэтому в каждом городе мы будем
давать не менее 10 спектаклей. А чтобы заполнить зал, нужно назначить
приемлемые для зрителей цены на билеты. В коммерческом смысле этот проект
очень... как помягче сказать...
экстравагантный. Нормальный продюсер, если бы он не был одержим навязчивой
идеей, просто не полез бы в это дело.
- Кстати, о продюсере. Вы будете приглашать кого-то на место Александра
Цекало?
- Срок контракта с Александром истек, он перешел на другую работу. Саша
сослужил нам хорошую службу, я ему очень благодарен за это. Теперь он не с
нами, но мы с Алексеем Иващенко по-прежнему авторы, режиссеры и продюсеры
"Норд-Оста".
- Вы все-таки надеетесь окупить свой проект?
- Когда-нибудь. Главное, на мой взгляд, - это хорошая организация и
правильный выбор исходного материала. Наш спектакль оказался таким живучим
именно потому, что это - "Два капитана". Вспомните: ведь из тех, кто пытался
играть мюзиклы подобно "Норд-Осту" в ежедневном режиме, никто, кроме нас,
дольше полугода не выдержал. А ведь ни на кого больше террористы не
нападали.
- Почему вы так упорно стремитесь восстановить "Норд-Ост"? Вам так жалко
свое детище? Вы хотите возместить свои убытки? Не правильнее было бы создать
новый проект, используя уже имеющийся опыт?
- Знаете, я и сам долго не мог сформулировать, почему мне нужно восстановить
"Норд-Ост". И только недавно это сделал. Когда я был там, среди заложников,
я с ужасом наблюдал, как буквально на глазах меняется психология людей. Я
сидел и думал: неужели люди заставят себя на глазах у всех спускаться в эту
оркестровую яму, чтобы справить свои надобности? А через несколько минут
стало ясно - конечно, пойдут. Все были поставлены в униженное, рабское
положение, в положение узника в концлагере, когда попирается человеческое
достоинство, когда воля парализована страхом и неизвестностью. И, уже выйдя
на волю, я понял, что подобное чувство испытывают все, кто сталкивается с
терроризмом. В любой момент в любом городе могут взорвать любой автобус или
дом - и даже наши бесшабашные люди это чувствуют. И боятся ходить в театры,
ездить в метро...
Я не хочу жить в таком рабском состоянии. Я не хочу бояться. Потому стараюсь
помочь другим людям избавиться от этого. Может быть, именно поэтому мы
восстанавливаем "Норд-Ост", чтобы люди шли в театр, жили достойной -
нормальной!
- жизнью. Как это ни банально и ни наивно звучит, но мы хотим доказать, что
добро все-таки должно восторжествовать. Не только на сцене, не только в
сказке, но и в жизни. Это очень важно. Для меня это важно, уверен, что и для
очень многих других людей тоже.
Деловой вторник, 06.04.2004
|
|