Нет, такая трактовка вполне обоснована. Дело вот в чем
(цитирую по сайту http://www.ksf.ru/):
Капитан Татаринов - это литературный герой. В реальной истории такого
полярного мореплавателя и путешественника не было.
Сам же В.А.Каверин о создании образа капитана Татаринова вспоминал так: "Для
моего "старшего" капитана я воспользовался историей двух завоевателей
Крайнего Севера - Седова и Брусилова. У первого я взял мужественый характер,
чистоту мыслей, ясность цели. У другого - фактическую историю его
путешествия. Дрейф моей "Св.Марии" совершенно точно повторяет дрейф
брусиловской "Св.Анны".
... Обычно в этом месте полярнинские старожилы начинают восклицать: "Ну надо
же!"
Дело в том, что полярный исследователь Георгий Брусилов - чуть ли не
"национальный" герой полярнинцев-краеведов. И не он один. В Полярном,
удивляясь причудам истории, вспоминают события начала позапрошлого, XIX
века. Тогда Александровск (прежнее наименование г.Полярного) стал последней
материковой точкой маршрутов арктических путешественников.
От причалов Екатерининской гавани уходили в высокие широты в 1812 году
команды лейтенанта Г.Л.Брусилова на шхуне "Святая Анна" и В.А.Русанова на
парусно-моторном боте "Геркулес". Еще раньше, в 1900 году Э.В.Толль на
судне "Заря" из Екатерининской гавани отправился на поиски загадочной Земли
Санникова... Так распорядилась история, что вернуться отважным полярным
путешественникам было не суждено.
(И, хотя это и не относится впрямую к роману "Два капитана", все же
впомним, что с Екатерининской гаванью связаны многие другие славные имена
полярных иследователей и мореплавателей. В XVIII в. сюда заходила эскадра
В.Я.Чичагова, в 1822 году экипажем военного брига "Новая Земля" под
командованием лейтенанта Ф.П.Литке составлена первая карта гавани, в 1826
году гидрографические исследования здесь проводил М.Ф.Рейнеке).